- Жанры
- Возраст12+
Проект реализован по инициативе и при поддержке Фонда Still Art
В рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2025» Мультимедиа Арт 
Музей, Москва представляет выставку «Герои своего времени» классика 
портретной фотографии Валерия Плотникова — автора сотен портретов 
выдающихся деятелей советского и российского искусства, включая 
Владимира Высоцкого, Иосифа Бродского, Михаила Барышникова, Святослава 
Рихтера, Олега Янковского, Вячеслава Зайцева и др.
Легендарный кинорежиссер Григорий Козинцев точно определил Плотникова 
как фотографа-режиссера, который «задумывает фотографию как постановку».
Каждый его снимок — сжатый до одного кадра фильм или спектакль. Каждая 
деталь художественного пространства — продумана и осмыслена. Встречаясь 
со своим героем, Плотников создает для него индивидуальную среду: 
подбирает нужный фон, одежду, прическу, позу, реквизит, не оставляя 
места случайностям. «Верно найденный образ позволяет найти верное 
ощущение себя», — считает фотограф.
Валерий Плотников родился в 1943 году в эвакуации в Барнауле. В 1945 
году его семья вернулась в Ленинград. Окончив Ленинградскую среднюю 
художественную школу при Академии художеств, в 1964 году Плотников 
поступил во ВГИК на операторский факультет, где увлекся фотосъемкой. Его
первыми моделями стали институтские приятели — будущие знаменитые 
режиссеры Сергей Соловьев, Лев Додин, драматург Эдуард Володарский. 
После окончания института Плотников занялся фотографией профессионально.
Фотограф вспоминал, что еще в юности «умел угадывать значимость 
человека». Этот талант помог осуществить амбициозную мечту: сохранить 
для будущих поколений лица героев своего времени. Плотников снимал 
портреты как восходящих звезд, так и «уходящей натуры». Его интересовал 
самый широкий круг представителей богемы и творческой интеллигенции: от 
любимцев публики актеров Андрея Миронова и Михаила Боярского до 
академика Дмитрия Лихачева и великого пианиста Мстислава Ростроповича.
Одним из главных героев Плотникова был Владимир Высоцкий — суперзвезда
и кумир эпохи. Впервые фотограф запечатлел его во время концерта в 1967
году. Высоцкий не любил фотографироваться, но, увидев снимки, 
согласился на отдельную фотосессию. Плотников стал, по сути, его 
фотобиографом и сделал 283 черно-белых и 7 цветных портретов. Фотограф 
снимал Высоцкого на протяжении 13 лет, вплоть до самой его смерти — 
последние кадры были сделаны в день прощания с актером и поэтом 28 июля 
1980 года. Благодаря Высоцкому Плотников познакомился с режиссером Юрием
Любимовым — реформатором российского театра, основателем популярнейшего
Театра на Таганке, попасть в который в 1970-е годы было настоящим 
событием. Вскоре Плотников стал, по его собственному выражению, 
«придворным фотографом Таганки».
Работы Плотникова постоянно печатались на обложках ведущих советских 
журналов, среди которых «Театр» и «Советский экран» — главное издание о 
кино, выходившее миллионными тиражами. Вырезки с фотографиями Плотникова
украшали многие квартиры в Советском Союзе.
Выстраивая драматургию снимка, Плотников обращается к лучшим образцам 
изобразительного искусства: живописи ван Дейка и Рембрандта, портретам 
Валентина Серова, Льва Бакста, работам признанных мастеров портретной 
фотографии XIX века, снимавших в павильонах и ателье.
Намеренная театральность, картинность композиций и жесткие предлагаемые
обстоятельства, в которые Плотников помещает своих героев, 
парадоксальным образом проявляют их психологию. Выразительные 
черно-белые кадры приковывают внимание, заставляя вглядываться в лица 
моделей. «Персонажи Плотникова живут в какой-то другой реальности. 
Отчасти в сказках, в вымышленных пейзажах, интерьерах. Он снимает 
человека таким, каким этот человек хотел бы быть», — рассказывал 
фотограф Юрий Рост.
Творческие эксперименты Плотникова 1970–1980-х годов предвосхитили 
появление фэшн-фотографии, которая возникла в России только в середине 
1990-х. Герои его работ вспоминают, что попасть в объектив к Плотникову 
означало получить знак высшего признания в мире искусства. Его снимки 
стали ценным визуальным документом эпохи, благодаря которому можно 
проследить историю отечественной культуры второй половины XX – начала 
XXI века. 
Все фотографии предоставлены Фондом Still Art.
 
  
  
  
  
  
  
  
 