- Жанры
- Возраст16+
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Король папарацци»
классика итальянской фотожурналистики Рино Бариллари. В его объектив
попадали звезды первой величины: Одри Хепбёрн, Элизабет Тейлор, Брижит
Бардо, Софи Лорен, Вуди Аллен, Клаудия Шиффер, Джордж Клуни, Брюс
Уиллис. За годы работы Бариллари и сам превратился в знаменитость, став
воплощением феномена папарацци. Снимая любимцев публики без
предупреждения в неформальной обстановке, он регулярно оказывался
участником потасовок: 165 раз попадал в больницу, 12 раз ему ломали
ребра, разбили 78 фотоаппаратов и 40 вспышек.
Само слово «папарацци» появилось благодаря режиссеру Федерико Феллини:
в его знаменитом фильме «Сладкая жизнь» (1960) одного из героев —
навязчивого фоторепортера — звали Папараццо. Вскоре имя стало
нарицательным. Символично, что, по одной из версий, именно Феллини
присвоил Рино Бариллари титул «короля папарацци».
Рино Бариллари родился в 1945 году в южном городке Лимбади, в
Калабрии. Уже в 14 лет в отцовском пиджаке, дырявых, но начищенных
ботинках, со звенящей мелочью в кармане дедушкиного пальто мальчик
сбежал из дома — отправился покорять столицу. «Мне повезло, что в Риме
был парк Вилла Боргезе, где я ночевал, и фонтан Треви — путешественники
бросали туда монетки, иногда промахивались, я подбирал. Так и жил», —
рассказывает Бариллари. Один из самых известных фонтанов в мире подарил
юному Рино не только первые средства к существованию, но и дело всей
жизни. Он начал помогать фотографам, которые снимали всех желающих на
фоне достопримечательности (просил других людей выйти из кадра), а
вскоре сам взял камеру в руки: туристов было очень много, люди
чувствовали свободу, радовались мирной жизни, Рим оправлялся после
тяжелых десятилетий.
Фашистский режим, вступление во Вторую мировую войну на стороне
Германии, годы диктатуры привели Италию к нищете и разрухе. В
1950–1960-х годах в бедной, но все еще очень красивой, теплой стране
простаивали хорошо оснащенные киностудии, а люди соглашались работать за
копейки. Отличные условия для недорогого производства фильмов
привлекали продюсеров, и Рим постепенно стал «Голливудом на Тибре». Сюда
приезжали Ава Гарднер, Одри Хепбёрн, Элизабет Тейлор, Фрэнк Синатра,
Альфред Хичкок. Их лица были хорошо знакомы юному Бариллари, который в
детстве помогал своему дяде показывать фильмы в кинотеатрах под открытым
небом. Ночуя у фонтана Треви, он начал снимать приходивших туда
актеров, к утру проявлял пленку и относил фотографии в информагентства.
Наряды, кинодивы, ночные прогулки в прекрасных декорациях
величественного города — dolce vita, «сладкая жизнь», которую так точно
увидел через свой объектив и запечатлел для истории Рино Бариллари. За
сенсационные снимки газеты и журналы платили щедро: яркая жизнь богатых и
знаменитых интересовала читателей. Благодаря папарацци они словно
убеждались: и у «небожителей» есть недостатки. Подход Бариллари и его
коллег к съемке был основан на том, чтобы показать любимцев публики в
обычной жизни, вне тщательно выверенного образа звезды.
Молодой, ловкий Бариллари научился снимать «на лету» с близкого
расстояния. Он быстро понял, что обычный снимок звезды, согласной
сфотографироваться, не произведет большого впечатления, поэтому поджидал
артистов и ослеплял их вспышкой. Знаменитость закрывала лицо рукой,
пряталась, словно что-то скрывала — сенсация! И хотя некоторые
селебрити, понимая важность внимания прессы, сами провоцировали
скандалы, часто вторжение в частную жизнь не нравилось героям
публикаций. Впервые с объектом своей съемки — номинантом на «Оскар»
Питером О’Тулом — Бариллари подрался в 1963 году. Сейчас, когда
фотографу уже 80, он ждет начала судебного процесса над Жераром
Депардье. Актер накинулся на Бариллари в римском кафе на знаменитой виа
Венето в мае 2024 года.
Решительность, способность рисковать, профессиональное чутье и умение
оказаться в нужном месте быстрее других (чему служили прослушивание
радио на полицейской частоте и обширный круг знакомых во всех районах и
заведениях Рима) в дальнейшем помогли Рино Бариллари стать действительно
большим, значимым репортером. Он работал в ведущих ежедневных газетах
Il Messaggero и Tempo, и его фотографии стали частью визуальной летописи
итальянской истории.
В 1968 году, с началом студенческих волнений, «сладкая жизнь» ушла в
прошлое. Страна вступила в период глубочайших политических и
общественных потрясений.
В «свинцовые семидесятые» Италию захлестнула волна терроризма.
Главными героями новостей оказывались не кинозвезды, а преступные
группировки, протестующие, организаторы уличных потасовок и тюремных
бунтов. Бариллари, часто рискуя жизнью, оперативно освещал происшествия:
убийство бывшего премьер-министра, популярного политика Альдо Моро,
громкое похищение внука американского магната Пола Гетти «Красными
бригадами», покушение на Папу Римского, жестокое и до сих пор не
раскрытое убийство режиссера Пьера Паоло Пазолини...
Снимки Рино Бариллари запечатлели важные события этого драматичного периода в истории Италии. За достижения в области фотографии он был награжден орденом «За заслуги перед Итальянской Республикой» (1998). Ему посвящен документальный фильм «Король папарацци. Правдивая история»(киностудия Cinecittà Luce, 2018), в котором Бариллари рассказывает о своем пути, а режиссеры Бернардо Бертолуччи, Джузеппе Торнаторе, актер Карло Вердоне и др. рассуждают о нем как о феномене. Фрагменты этого увлекательного фильма демонстрируются на выставке.